Концепция воспитательной системы школы
Пояснительная записка
Школа — это социальный институт, создаваемый обществом и государством для подготовки нового поколения людей, готовых принять эстафету из рук уходящих поколений, для того чтобы продолжить процесс прогрессивного развития страны.
Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация требуют изменения приоритетов в учебно-воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это меняет цели, подходы, понимание воспитательных и образовательных задач.
В силу особенностей нынешней социально-экономической ситуации время, уделяемое родителями на воспитание, развитие своих детей, резко сократилось. Школа по существу является единственным возможным местом для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками и нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых.
Данные обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу на современном этапе, показывают картину довольно пеструю: от детей с высоким уровнем развития, обладающих музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с задержкой психического развития и ослабленным умственным развитием.
Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента и определяет единственно возможную модель образовательного учреждения, многопрофильную и адаптивную, способную удовлетворять запросы разнообразных категорий учащихся и их родителей.
Мы живем в эпоху информационного взрыва, радикально меняющего отношения между людьми. Научить подрастающее поколение ориентироваться в огромном информационном пространстве — чрезвычайно актуальная задача. В условиях открытых обществ необходимо формировать у учащихся глобальное мышление, способность понимать и уважать культуру других народов.
Современная жизнь выявила серьезную проблему нашего общества: социальную беспомощность многих людей. Не каждый способен преодолеть эту «полосу препятствий», выстоять, не спасовать перед трудностями, перед соблазнами нашего бездуховного социума. Кажется, все самые острые социальные проблемы сплелись тугим узлом в рабочем микрорайоне нашей школы. Неполные семьи, алкоголизм родителей, безработица и ее производные — нищета, неуверенность в будущем...
Наша цель — помочь молодежи включаться в современную социальную среду, сохраняя при этом моральные и нравственные нормы.
Еще 11 января 1999 г. на заседании педагогического Совета школы принята «Концепция деятельности классного руководителя, учителя-предметника».
Основной структурный элемент школы — классный коллектив. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка. Главным организатором жизнедеятельности класса был и остается классный руководитель. В концепции деятельности классного руководителя, учителя-предметника определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг их полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач.
Школа и классный руководитель помогают становлению личности, ее самораскрытию, помогают каждому воспитаннику овладевать общечеловеческим опытом жизни. Основная цель воспитательной системы нашей школы — создание широких возможностей для творческой самореализации на пользу себе и другим людям.
Возрождение духовности, нравственности нашего общества — это не только психолого-педагогическая, но и сложнейшая социально-экономическая задача. И это верно, ведь воспитание души человеческой важная нравственная проблема.
Исследование образовательных потребностей, ценностных ориентиров, установок обучающихся показали, что школе необходимо:
- решать задачи социальной адаптации выпускников школы;
- стремиться обеспечить оптимальное развитие каждого подростка в соответствие с его индивидуальностью;
- разработать действенную систему формирования положительной самооценки;
- формировать жизненное и профессиональное самоопределение подростка.
Взаимодействие в процессе социального воспитания осуществляется в виде множества «цепочек»:
- воспитательная организация (коллектив);
- коллектив - личность;
- коллектив - входящие в него микрогруппы - личность;
- педагог – коллектив;
- педагог - личность.
Содержание взаимодействия представляет собой обмен между субъектами информацией, ценностными установками, способами общения, познания, деятельности, поведения, усвоение которых имеет индивидуальный избирательный характер.
Родителей в этом процессе мы рассматриваем как единомышленников, важнейших социальных заказчиков образования - изучаем их позицию по результатам бесед, педагогических опросов, анкетированиям.
Цель воспитательной системы: формирование социально адаптированной личности, строящей свои отношения с людьми на правах равноправия и толерантности, знающей права и свободы, способной к успешному функционированию в обществе.
Задачи:
- формирование эмоционально положительного отношение к себе и людям;
- привлечение к социально - значимой деятельности;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- диагностика среды жизнедеятельности подростка;
- выявление детей «группы риска» 9школьной и социальной дезадаптации;
- оказание помощи подростку в выборе профессии с учетом его интересов, склонностей, способностей и потребностей государства.
Принципы функционирования воспитательной системы
1. Принцип личностного подхода. Уважение своеобразия личности каждого ученика с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Принцип социальной адекватности. Осознание социальной защиты и поддержки взрослых, готовность к социальной самозащите.
3. Принцип учета возрастных и особенностей обучающихся.
4. Принцип сотворчества. Сотрудничество педагогов и обучающихся, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
5. Принцип дифференциации. Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных особенностей всех участников воспитательного процесса.
6. Принцип культуросообразности. Формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям народной и мировой культуры и истории.
7. Принцип успешности. Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
Календарь