Волонтерство

работа Ресурсного центра добровольческого (волонтерского) движения за здоровый образ жизни

"Содружество"

деятельность детского общественного объединения, органа школьного соуправления

Классное руководство

работа школьного методического объединения классных руководителей

Дополнительное образование

работа кружков, секций, научных обществ, внеурочная деятельность учащихся

Воспитание в школе

Главная » Статьи » Выступления » Семинары классных руководителей

К взаимопониманию и сотворчеству школы и семьи
В условиях демократизации школы, когда усилиями педагогов и широкой общественности должна формироваться новая школа и новые в ней отношения, соответствующие тем высоким задачам, которые поставлены временем перед системой образования, актуальное значение приобретает, прежде всего взаимопонимание, взаимодополнение, сотворчество школы и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.
Современная молодежь – в сложной ситуации. Юному человеку, неподготовленному, не имеющему большого жизненного багажа, получающему огромный поток информации, недолго растеряться, удариться в нигилизм, впасть в неверие, поэтому роль воспитания в семье сложно переоценить. Семья в большей степени должна взять на себя компенсаторные функции – снятие психологического напряжения с ребенка, другой тон, стиль отношений с ребенком – более спокойный, переключение внимания ребенка на домашние дела и заботы.
Но, по-прежнему, одной из основных форм связи школы и семьи останутся встречи педагогов и родителей – родительские собрания, дни открытых дверей, индивидуальные встречи и прочее. Как придать им действенный, эффективный характер, не свести все к банальному перечислению успехов и неуспехов ребенка-ученика, когда за подобным перечислением ничего не стоит, нет истинного проникновения в конкретную личность, нет знания ее особенностей, условий, специфики развития. Причем, довольно часто информация преподносится в обвинительном тоне, а отнюдь не в озабоченном, доброжелательном. Как сделать, чтобы интонация такой важной встречи – учитель- родитель – вдохновляла семью, вселяла в нее уверенность и спокойствие за жизнь ребенка в школе, делала учителя и родителя подлинными союзниками?
Ни одному родителю не хочется выслушивать обвинения учителей, в следующий раз он просто не придет в школу, не расскажет классному руководителю о сыне или дочери, не поделится своими тревогами, сомнениями. Для родителей нет лучше своих детей. Но, к сожалению, именно так ведут себя не только классные руководители, но и учителя – предметники. Не в этом ли причина слишком невысокой эффективности наших родительских собраний, проводимых скорее для «галочки», нежели по острой необходимости общения педагога и семьи.
Что же должно представлять собой родительское собрание. Казалось бы, в его проведении нет ничего сложного. Так склонны думать педагоги, которые работают в школе не первый год, и они ошибаются.
Тонкая нить взаимопонимания может легко порваться, если педагог проявит формализм. Необходимо тщательно продумать все мелочи, учесть целый ряд важных положений.
Вся атмосфера разговора на родительском собрании должна донести до родителей мысль о том, что вы союзники. При этом необходимо соблюдать высокий такт, оставляя конфиденциальные разговоры на потом.
Родительское собрание не урок. Классный руководитель не имеет права «поучать» родителей. Перед нами взрослые люди, имеющие достаточный жизненный опыт, умение осмысливать события. Наиболее приемлема интонация «советуемся, размышляем вместе». Однако необходимо учитывать, что часто безмерная любовь к своему ребенку делает отношение родителей к нему некритичным, заставляет их, не слыша никаких доводов, бросаться на его защиту даже при малейших попытках отметить негативное в поведении, характере, привычках воспитанника, особенно если разговор идет не с глазу на глаз, а при всех родителях. Вот почему даже при высоком такте общения педагогу необходимо вооружиться вескими доводами, которые не вызвали бы реакции протеста, а принесли пользу.
Есть педагогические истины, о которых необходимо помнить. Слово, сказанное о ребенке, подростке, оценка его действий, поступков перед аудиторией, нередко становится прилипшим ярлыком, сопутствующим долгие годы. И бывает очень трудно изменить мнение о нем, реабилитировать его в глазах многих людей. Вот почему, прежде чем вынести на суд родителей «личное дело» ученика, надо продумать каждую мелочь, взвесить все обстоятельства и... в конечном итоге не делать этого. Знание о жизни ребят не только в школе, но и за ее стенами, понимание их потребностей, состояния здоровья, отношений в детском коллективе, некоторая посвященность в их мысли, переживания – тот необходимый багаж, с которым классный руководитель может выходить на родительское собрание. Педагог остается тем человеком, который может дать профессиональную оценку тех или иных жизненных ситуаций.
Необходима индивидуальная работа с родителями со всеми присущими ей тонкостями и деталями – изучение быта, жизни ребят, системы отношений в семье. Необходима работа учителя над собой, внимание к каждому воспитаннику. Жизнь в школе очень динамична, педагоги с течением времени отмечают насколько меняются нарушители школьного порядка, однако почему-то многие продолжают работать по-старому, не замечая ростков нового и доброго.
С целью повышения эффективности классных родительских собраний рекомендуют следующую его структуру:
  1. Психолого-педагогический анализ жизни класса на текущий момент (10 – 15 минут), радости и трудности, с которыми пришлось столкнуться, анализ проведенных мероприятий.
  2. Практическая тематическая часть.
  3. Индивидуальная беседа с родителями. 
Категория: Семинары классных руководителей | Добавил: LaDy (07.08.2011)
Просмотров: 577

Актуально

Кто на сайте?

 
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

Опрос

Вы хотите стать Волонтёром?
Всего ответов: 19

Календарь